Башня "Ладья". Анатолий Кудрявцев © 2001
посмотреть
Владимир
Смирнов.
Monumentum
...начало
Рассмотрим
эту ситуацию с точки зрения либидной энергетики. По механизму создания
произведение искусства аналогично сновидению, бреду и симптому.
В генезе каждого образования мы видим две силы - творческую, созидательную
силу влечений и противостоящую ей, ограничивающую и искажающую.
В сновидении этой второй силой является цензура, в творчестве -
интроецированные культурные установки. Основная функция культурных
установок - запугивать эго, ограничивая, таким образом, прямое удовлетворение
влечений. Для мужчины самым фобийным фактором в их структуре является
кастрационный комплекс, непроходящий неосознаваемый страх кастрации.
Под воздействием культурных ограничений влечения подвергаются трансформации,
аналогичной процессам при образовании сновидений. В качестве примера
можно рассмотреть известную сказку, где Баба Яга уговаривает мальчика
сесть на лопату, чтобы поставить его в печь. Первая сила здесь -
инцестуозное влечение к матери, к материнской вагине. Вторая сила
- инцестуозный запрет, табу инцеста. В результате их взаимодействия
влечение трансформируется по законам образования сновидений. Мысль
визуализируется, становится зрительной картиной. Желание превращается
в действие, осуществление. Материнская вагина символически замещается
печной дверцей (печь символически - порождающая (выпекающая) мать,
дающая тепло и пищу). И вся ситуация инвертируется. переворачивается
с точки зрения вины. Это не я желаю запретного инцеста, а сама мать
(баба Яга - очень скверная мать, образованная в результате расщепления
материнского образа на идеализированную и очень скверную мать) хочет
соблазнить меня. Такова интерпретация основных деталей сказки. Но
самая значимая трансформация, которой влечение может подвергнуться
в бессознательном творческом процессе, это трансформация соотношения
образующих сил. Памятник Пушкина и памятник Вознесенского по соотношению
этих сил прямо противоположны:
Обычно внимание исследователей акцентируется на второй, противодействующей
силе, т.к. именно она, ограничивая влечения, придает их выражениям
законченную форму. В этом смысле вторую силу можно сравнить с формой
для отливки скульптуры, а первую - с потоком расплавленной бронзы.
Исследование форм, разумеется, более интересно и перспективно; здесь
есть простор для классификаций и гипотез, тогда как бронза всегда
примерно однородна. Изменилось в ней единственное, что могло меняться
- иссяк ее поток, причем не у отдельных людей, а в масштабах целого
общества.
Творчество Вознесенского насыщено фобийной символикой, угрожающими
кастрационными символами. И это не личная трагедия поэта, но трагедия
страны и эпохи. Вознесенский не только доказал универсальность своей
установки (видеть во всем и постоянно обыгрывать кастрационную символику),
но и ограничил область ее активного действия одной отдельно взятой
страной.
По мнению Еврипида,
только русалки гарантированы от СПИДа.
На первый взгляд это кажется вполне логичным, но в той же подборке
Вознесенский поясняет, кого он подразумевает под русалками:
В русских городах женщины есть.
Грустные русалки носят "вест".
Единственный светлый луч во всех этих кастрационных тревогах -
"зато хоть не заразимся". Есть у Вознесенского и вариация
на эту тему:
У адыгейцев
нету эйдцев.
(имеется в виду английская абревиатура СПИДа - AIDS). Из этих вариаций
ясно, что Вознесенский пишет не об узконациональной трагедии, но
о проблеме некоей общности. "Сформировалась новая общность
- советский народ", - говорил в то время незабвенный Леонид
Ильич Брежнев. Начиная с Карабаха, мы убеждаемся, что это бред -
но это взгляд изнутри. Снаружи все выглядит совершенно иначе. Выражаясь
языком Льва Гумилева, адыгейца только на Кавказе будут считать адыгейцем;
в Москве он будет "лицом кавказкой национальности", в
Париже - русским, в Пекине - европейцем. Вознесенский все же был
представителем выездной элиты в невыездной стране. Это сейчас Задорнов
радостно делится наблюдениями, как русские экспортируют свой бардак
за границу, а в те годы выезжающие чаще получали прививку космополитизма.
Но хотя адыгейцы и входят в общность, они тем не менее обладают
рядом интересных особенностей. Это, как говорил Остап Бендер, "дикий
народ, дети гор". В прошлом веке адыгейские знахари еще пели
над ранеными, считая, что ритуальные песни извлекают пули из ран
(заметьте, пули, а не наконечники стрел и копий!). Ритуалы адыгейского
народа потрясают чистотой сексуального символизма. Например, над
каждым новорожденным сиарейшина совершает красивейший обряд инициации.
Он топит печь, и когда зола остывает, кладет туда ребенка. Затем
его помощник подносит ко входному отверстию печи круглый хлеб с
дыркой посередине, что-то вроде огромной баранки. И старейшина достает
ребенка в мир из печи через дыру в этом хлебе. Каждый адыгеец, таким
образом, символически рождается вторично, в то время как в цивилизованном
мире, начиная с античности, это удел лишь героев. Другая традиция
состоит в том, что у адыгейцев делать оружие, ковать клинки имеют
право только мужчины. Но при этом они не имеют права делать ножны
- это дело исключительно женщин! В примитивных обществах сексуальный
символизм лежит на самой поверхности, тогда как в цивилизованных
он зарыт в содержаниях сновидений и симптомов, к тому же в зашифрованной
форме. Плоха ли примитивность и хороша ли цивилизованность - это
болото больного вопроса, к которому я и близко не хочу подходить.
Я хочу сказать о другом - в народной мифологии степень цивилизованности
обратно пропорциональна степени мужественности, мачести. Т.е. если
нарисовать шкалу возрастания цивилизованности, то шкала возрастания
мужественности будет направлена в обратную сторону.
Это особенно заметно на краях шкал, например, у рафинированных
интеллигентов или артистической богемы.
- Почему вы до сих пор называете себя сексуальным меньшинством,
если в нашем театре вас уже большинство?
Иными словами существует стереотип мышления, согласно которому
первенство мужественности и фаллической мощи делегируется самой
примитивной, дикой части любой общности. Можно вспомнить забавные
измышления Фрейда по поводу гиперсексуальности турок, или рассуждения
Юнга об отношении белых американцев к сексуальности их черных собратьев.
Короче говоря, адыгейцы в восприятии Вознесенского должны были представлять
верх сексуального могущества, возможного в СССР. И если даже они
гарантированы от СПИДа - значит на одной шестой части света с этим
полный облом. Таковы прстранственные рамки применения символического
вагинального монументализма. А про временные рамки я уже говорил
- символизм памятника был искажен уже Маяковским. Время не очень
понятная штука. Касаясь такой непостижимой субстанции, человек с
ментальностью Христа или Будды не обошелся бы без притчи. Мы же
предпочитаем анекдоты, ибо в них, как и в обрядах примитивных народов,
сексуальная символика порой подходит к самой поверхности. Один из
популярнейших анекдотов времен застоя звучал так:
Помещик садится в бричку. Извозчик угрюмо спрашивает:
- Какую песню петь, барин?
- Да погоди ты, нога попала в колесо...
Извозчик с размаху хлещет лошадь кнутом и затягивает:
- Нога попала в колесо-о-о...
Вот такое время и было - время ноги, попавшей в колесо. Отсюда
и вся жуть художественных образов, поворот от фаллической символики
к вагинальной. Чтобы разобраться, как же это произошло, необходимо
рассмотреть трансформацию фаллоориентированных мифов русского народа
в зеркале русской литературы. Как бы мы к этому не относились, но
все мифы о национальных особенностях есть мифы о национальной исключительности,
о национальном превосходстве; это прямое следствие национального
нарциссизма. Надо признать, что в наше время многое сделано для
его ограничения. Если раньше любой народ мог априорно считать себя
самым сильным или самым крутым в драке, то теперь мы признаем Олимпийские
игры в качестве всеобщего наднационального орбитра. В области ума
и таланта эту роль в определенной степени выполняют Нобелевские
премии. В конце концов, почти все достижения, даже самые нелепые.
занесены в книгу рекордов Гиннеса. Свобода маневра у национального
нарциссизма осталась только в фаллоориентированной области. Высказанный
вслух национальный фаллоориентированный миф - что у нас самый большой,
самый твердый, самый продуктивный в мире пенис - звучит бредово,
по детски нелепо; но его скрытое воздействие трудно переоценить.
Я хочу подчеркнуть, что национальный фаллоориентированный миф, миф
о национальном фаллическом превосходстве - явление универсальное,
всеобщее. Когда я говорил о "стамеске", я по умолчанию
предполагал, что для европейцев обрезанность - уже есть символическая
кастрация. Но для мусульман все верно с точностью до наоборот, для
них необрезанность есть признак фаллической слабости. Таким образом,
национальный миф ненационален, существует матрица универсального
мономифа, куда, исходя из контекста страны и эпохи, вставляются
конкретные имена и побробности. Но я рассматриваю здесь даже не
сам миф, а лишь его отражения в русской литературе. Согласно данному
мифу, истинный народный герой должен обладать названными свойствами
в совершенно несуразной мере, он должен быть гипертрофированно фалличен.
Попадая в анекдоты, любимые народные герои - порутчик Ржевский,
Василий Иванович, Штирлиц - автоматически наделяются этим качеством.
Но самый фалличный герой русского фольклора - Лука Мудищев. Это
тоже чисто русский феномен. Обычно фольклор подразумевает либо полное
отсутствие автора, либо его полумифичность, т.е. недостоверность
имени и биографии. Фольклор, как массовое явление, есть искусство
долетописного периода; с появлением письменности, а тем более книгопечатания,
его заменила авторская литература. Иван Семенович Барков, автор
Луки Мудищева, жил не так уж давно - с 1732 по 1768, т.е. в эпоху
авторской литературы. Он имел и биографию, и собрание стихов, которые
хотя при его жизни и не издавались, зато широко распространялись
в рукописном виде. Первая книга Баркова вышла только в 1872 году,
через сто четыре года после смерти автора. Как фольклорный феномен
Луку Мудищева породила сталинская эпоха. Люди передавали поэму из
уст в уста, так как уже не решались хранить у себя какие-либо бумаги
с неодобренными властями текстами. Подобную ситуацию описал Р.Бредбери
в романе "451 градус по Фаренгейду". Но то, что в американской
фантастике считалось жуткой антиутопией, здесь было реальностью.
Но вернемся к поэме Баркова. Вот как автор описывает предков Луки
- естественно, лишь с одной точки зрения, потому что остальное -
неинтересно, остальное - как у всех.
Весь род Мудищевых был древний
И предки бедного Луки
Имели вотчины, деревни
И пребольшие елдаки.
Один Мудищев был Порфирий,
При Иоане службу нес
И поднимая хреном гири
Порой смешил царя до слез.
Второй Мудищев звался Саввой.
Он при Петре известен стал.
За то, что в битве под Полтавой
Елдою пушки прочищал.
............................................................
Царю же неугодных слуг
Он убивал елдой, как мух.
Запомним этот важный момент - символический фаллос действительно
естественнее использовать как оружие, нежели как репродуктивный
инструмент. Не зря самой позорной казнью для мужчины считалась смерть
на колу. Барков в своем творчестве постоянно обыгрывает эту тему.
В пьесе "Король Бардак пятый" один из героев умудряется
убить своим инструментом не только кучу мужчин и женщин, но даже
быка на корриде. И сам Лука в финале поэмы убивает своим фаллосом
двух женщин: одну залюбив досмерти, другой проломив череп. На пути
к этому фаллическому подвигу он подвергается угрозе кастрации, а
затем непосредственно кастрации, и в итоге умирает от потери крови.
В символическом смысле стремление к фаллической актуализации всегда
сопряжено с угрозой кастрации; я рассматриваю здесь лишь трансформацию
отношения поэта к этой угрозе. Если для Луки актуализация превыше
риска, то Вознесенский лишь начав "я со скамьи студенческой
мечтаю...", тут же откатывается назад, столкнувшись с угрозой
символической кастрации. До тех пор, пока эта угроза существовала
в культурных рамках, памятники русской поэзии были крепче меди и
превыше Александрийского столпа. Но в условиях тоталитарного режима
угроза стала до жути реальной; тревога приобрела параноидальный
характер, и противостоять ей стало практически невозможно. В итоге
потомок неукротимого богатыря Луки написал: "с корнем выроет
мой фундамент и будет дыра из планеты зиять". Куда же девалась
эта мощь, казавшаяся совершенно неисчерпаемой? Мне кажется, все
туда же, куда деваются ум, честь и совесть в тоталитарных государствах.
Они делегируются тирану, причем чем режим страшнее, тем сильнее
механизм проекции, тем более великим и любимым будет вождь для своего
народа. Вот как выразил миф этой эпохи великий русский философ Александр
Зиновьев.
СТРАНИЧКА ГЕРОИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ.
Как известно, Хозяин обладал не только мощнейшим интеллектом
за всю прошлую и будущую историю человечества, но и мощнейшим
членом. По преданию, членом он уничтожал своих самых заклятых
врагов. Делал он это так. Вызывал врага к себе поздней ночью,
заставлял покаяться ради интересов Братии и назвать сообщников,
вынимал свой мощный член и слегка стукал им по пустой черепушке
врага. А- а- ах, крякал он при этом. Череп врага разлетался вдребезги.
А тыпэрыча, говорил добродушно Хозяин, подбыры за сабой сваё дырмо
и ухады. И впред буд умнэя, балван. Враг подметал за собой осколки
уже ненужного черепа, забитого еще недавно трухой ибанизма, и
покорно уходил сочинять донос на своего ближайшего друга и соратника,
с которым они вместе просидели в юности пятьдесят лет в одной
камере-одиночке.
В честь члена Хозяина складывались песни, были названы города,
устраивались торжественные шествия. На углу улицы Хозяина ...
и Хозяйской улицы ... в честь члена Хозяина построили Забегаловку.
На главной стене ее лауреат всех премий и носитель всех званий
Художник изобразил мощный член Хозяина в рабочем состоянии, насадив
на него всех видных политических деятелей Европы и Америки. Под
картиной на мраморной плите золотыми буквами высекли стих лауреата
почти всех премий Литератора:
Ты к нам грязный нос не суй,
А не то получишь ... член!
Поскольку Хозяин был занят государственными делами по наведению
порядка в лингвистике, позировал Художнику любимый жеребец легендарного
Полководца, избранный после этого в Президиум и назначенный главным
начальником по культуре...
Когда Хозяин сдох, как и жил, противоестественной смертью (он,
по слухам, подавился собственной цитатой), член Хозяина набальзамировали
и положили в Пантеон величайших граждан Ибанска.
При Хрущеве (Заведующем) режим стал менее жестким, и фаллоориентированная
проекция, соответственно, также ослабла. Вот как Зиновьев описывает
очередной исторический момент, когда Литератор сочинил гимн Ибанска.
Гимн очень понравился Заведующему, которого за это наградили
большим Членом за военные заслуги и стали считать автором гимна...
Музыки гимн не имеет. Исполняется молча, стоя руки по швам до
тех пор, пока не поступит распоряжение посадить всех.
Большим Членом за военные заслуги ударить еще можно, но это уже
не смертельно. В стране появилась неофициальная литература, позволявшая
себе легкие шутливые намеки на стремление к фалличности. Апологет
митьковщины Шинкарев писал в Максимах и Федорах:
Максим стоял, поднявши палец.
Федор ржал.
Так оба овладели дзен-буддизмом.
Далее, поскольку режим стал более либеральным, мы можем рассчитывать,
что вновь найдем теперь у народа черты возвращенного фаллоориентированного
мифа. Этот миф вызревает в каждом из нас, но не всегда его можно
заметить и рассмотреть. Я вновь нашел его в работах своего друга,
русского художника Анатолия Кудрявцева. Мастер Анатолий человек
совершенно уникальный. Он член союза, кандидат наук, главный редактор
журнала, и прочая, прочая, прочая. Можно долго перечислять его регалии,
но дело не в этом. Главное - он художник во всех смыслах этого слова.
Лет пятнадцать назад я посвятил ему стихотворение, в котором, кстати,
также упомянается перчатка:
Если гаснут краски, пав на мольберт,
как зола в потухшем костре,
я тебя научу, как чувствовать свет -
просто веки бритвою срежь.
Ремесло и школа - это брехня,
так проста таланта цена -
воспалённым глазом к исходу дня
ты почувствуешь свет сполна.
Если воду из глины можешь давить,
ну а пальцы всё же слепы,
как перчатку кожу с руки сорви -
и прозреет она - лепи!
с искушеньем факел орущих рук
утопить в бинтов белизне.
Я могу научить, как чувствовать звук -
только это ещё больней.
И куда ни протянешь ладонь - пробьют,
здесь пропитано болью всё,
и куда ни метнёшься - чашу твою
Отче мимо не пронесёт.
Кто в компостер века не сунул рук,
своего креста избежал,
тем дано горшки обжигать без мук -
только их ещё больше жаль.
Вознесенский, как и все поэты, увлекался темой "художник".
В одном из лучших стихов этой тематики он писал:
Жил художник в нужде и гордыне.
Но однажды явилась звезда.
Он задумал такую картину,
чтоб висела она без гвоздя.
Далее следовало перечисление действий художника, направленных на
осуществление этого замысла, но безуспешных. И в результате
Умер он, изможденный профессией.
Усмехнулась скотина-звезда.
И картину его не повесят.
Но картина висит без гвоздя.
Без гвоздя, конечно, что-то может получиться, но пусть эти картины
там и висят. Меня интересуют картины, которые стоят, которые рвутся
ввысь, в долгожданную, требуемую вертикаль. Мне кажется, что вытянутые
в струнку, устремленные ввысь, воистинну эрегированные башни Анатолия
прекрасно иллюстрируют тот фаллоориентированный миф, о котором здесь
шла речь. Башня "Взлетающая птица". Башня "Дон Кихот".
Башня "Ладья". И башня - Памятник третьему тысячелетию.
Две тысячи ступеней, как две тысячи лет, ведут к ее вершине. Такого
памятника нигде нет, но есть проект. И мы видим, что эта фаллическая
башня - именно тот памятник, который мы когда-то потеряли и который
теперь вновь обретаем.
Мне кажется очевидным, что возвращение мифа требует графического
выражения. Графический лист, выражаясь языком математики, сжимаем
по коду Хафмана, т.е. любая его точка может иметь лишь две градации
цвета - черный или белый. А на языке психологии я бы назвал графику
песней гештальта. Дело в том, что примерно пятьдесят процентов глазных
нервов служат для передачи только изменений цвета, а эти изменения
(за счет флуктуаций положения и фокусировки глаз) происходят не
на основном фоне, а на контуре. Графика несет нам контур, т.е. чистый
гештальт. В начале века по ресторанам Европы ходили странные художники
- с ножницами и черной бумагой. Они вырезали профили - и люди узнавали
друг друга в одном только контуре. Сегодня мастер Анатолий принес
нам свои нездешние башни.
Трагизм судьбы в том, что человек, рисующий эти устремленные в небо
башни, наполовину парализован. В 17 лет он неудачно нырнул, и с
тех пор не может разжать кулаки. Но это гордый человек, а гордость,
по выражению Перлза, есть эрекция всей личности. На одном из буклетов
башню Кудрявцева поместили рядом с Александрийским столпом. Это
символично. Если, несмотря ни на что, в России проявляются эрегированные
личности, значит что-то в ней меняется. На месте бассейна "Москва"
вновь воздвигнуты стены Храма Христа-спасителя. И перерождается
кусок камня на Дворцовой. Семьдесят лет он был знаменит лишь тем,
что мимо него пьяные матросы бежали грабить Зимний. И только теперь
этот мертвый кусок гранита вновь обретает свой бездонный изначальный
символический смысл.
Башня "Птица". Анатолий Кудрявцев © 2001
посмотреть
|